О фондеПрограммаКонкурсыНовостиВопрос-ответКонтактыФотоВидео


«…Считаю, что Бурятия чистый, светлый, уютный регион для жизни. 

И, конечно  же, главное  сокровище Бурятии – гостеприимные, талантливые люди.

Именно поэтому деятельность Фонда «ЭРА» направлена на поддержку всевозможных идей, начинаний и инициатив жителей республики.

Фонд всегда готов оказать помощь людям, находящимся  в сложной жизненной ситуации…»


Виталий Малкин, учредитель Фонда



17.11.2010

Стажировка учителей из Бурятии в США (штат Нью-Йорк, 3 - 14 ноября 2010 г.)

Стажировка учителей из Бурятии в США (штат Нью-Йорк, 3 - 14 ноября 2010 г.)

В Общероссийский год учителя в первой половине ноября (с 3 по 14 ноября 2010 года) директора школ, завучи и педагоги Бурятии, проявившие себя как лидеры в образовательной среде, получили возможность ознакомиться с американской моделью образования. Право отбора участников в совместном проекте Бурятия - США было предоставлено Правительству Бурятии. Министерство образования и науки РБ представило списки участников, которые, в свою очередь, прошли процедуру жесткого отбора в посольстве США.
В программу поездки вошло посещение американской столицы – Вашингтона и штата Нью-Йорк – города Нью-Йорк и Сиракьюз. В Вашингтоне прошел ряд встреч с представителями программы «Открытый мир», представителем министерства образования США, учеными и педагогами школ и университетов США. Бурятская делегация также посетила мемориал Авраама Линкольна, музеи, и, конечно же, Библиотеку Конгресса США, самую большую библиотеку в мире. Ее коллекции включают больше чем 32 миллиона книг на 470 языках. После Вашингтона бурятская делегация разделилась на 2 группы и разъехалась по городам штата Нью-Йорк - Нью-Йорк и Сиракьюз:

Штат Нью-Йорк, г. Сиракьюз

Штат Нью-Йорк, г. Нью-Йорк

В результате поездки члены делегации из Бурятии узнали, что:
- в образовании США реализуются принципы демократичности, доступности, равных возможностей для каждого ученика («образование, без отстающих»). Содержание и организация образования является прерогативой каждого штата. Именно на уровне штата создаются образовательные стандарты, определяются требования к качеству образования, педагогическим работникам. Образовательные учреждения имеют право создавать образовательную программу, регламентировать расписание занятий, продолжительность урока. Учителя частных школ имеют право на свободу действий в выборе средств, методов обучения, организации учебного пространства кабинета. В образовании США активно реализуется компетентностный подход. Реализация компетент-ностного подхода выражается в: 1) практико-ориентированном характере изучения научных дисциплин (математики, физики, биологии, химии и др. предметов), 2) создании системы учебных аудиторий, позволяющих изучать не только теоретические вопросы, но и осуществлять компьютерное моделирование и практическое воплощение его результатов в виде материализованного продукта, 3) реализации индивидуальных образовательных программ для учащихся, 4) организации качественной системы психологического сопровождения образовательного процесса; 5) осуществление образовательного процесса по ступеням обучения. Большое внимание в образовании США уделяется технологизации образовательного процесса: новые технологические средства, возможности системы Интернет усиленно внедряются в процесс преподавания всех учебных дисциплин. Важное значение имеет система профессионального самоопределения учащихся. Организованы специализированные центры, позволяющие ученикам приобретать начальное профессиональное образование в области медицины (медсестры, фармацевты), в области кулинарии (повара, кондитеры), в области автомобилестроения (автослесари, механики) и т.д. Значительно отличается от российской система работы с педагогическими кадрами. Учителя принимаются на работу на основе контракта, в котором прописаны права и функциональные обязанности педагога. Административный аппарат школ небольшой, чаще всего он включает директора и директоров начальной, старшей и средней школ, которые не осуществляют педагогической деятельности. В городе Сиракьюз существует служба учителей, которые могут осуществлять замену работающих в школах учителей, временно отсутствующих по тем или иным причинам. Учителя школ данного города имеет возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью. Для этих целей учителю выделяется один оплачиваемый день в неделю. Необходимо отметить высокий социальный статус учителя. Он определяется наличием достойной заработной платы, бесплатного медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и других социальных гарантий, юридической защитой прав учителя. Активная работа по обеспечению высокого социального статуса осуществляется профсоюзной организацией. Родители принимают активное участие в образовательной деятельности. Существует образовательный налог, который оплачивают все жители штата. Достаточно широко распространено волонтерство. Ярко прослеживается приоритет здорового образа жизни как у детей, так и у взрослого населения.
Вместе с тем у группы делегатов вызвали сомнение некоторые аспекты американского образования: наличие образовательных стандартов в каждом штате, отсутствие школьной формы, необязательное повышение квалификации учителей, небольшой интерес учащихся к чтению. 25% детей не заканчивают средних образовательных учреждений, недостаточно внимания уделяется изучению гуманитарных предметов и иностранных языков, Как отмечают учителя любая поездка в зарубежную страну и знакомство с другой культурой это, прежде всего, возможность оценить уровень своего развития, своего рода «инокультурный взгляд на собственную культуру». Также учителя из Бурятии пришли к выводу, что образование Бурятии развивается в контексте общемировых тенденций. Реализации ПНПО, КПМО способствовали значительному повышению уровня материально-технического оснащения школ и развитию профессиональной компетенции учителя. Все, что было представлено в школах в плане технологий и методик работ им было знакомо. Это позволяло нашим делегатам «говорить» с американскими коллегами на одном уровне. В некоторых аспектах (к примеру, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся) опыт школ Бурятии даже более продуктивен, чем в американских школах.

Список участников – учителей из Республики Бурятия по программе «Открытый мир»

1 группа г. Сиракузы, штат Нью-Йорк
Бугдашкина Елена Александровна, учитель английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Российская гимназия № 59» г. Улан-Удэ
Митряева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №14» г. Улан - Удэ
Монголова Галина Степановна, учитель бурятского, русского языков и литературы МОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа» Баргузинского района
Петряева Елена Юрьевна, заместитель директора МОУ «Гимназия №33» г. Улан-Удэ
Эпов Вячеслав Сергеевич, учитель английского языка МОУ «Хоринская средняя школа №1»

2 группа г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Митыпов Баир Баторович, директор, учитель химии МОУ «Тэгдинская средняя школа» Хоринского района
Норбоева Эржена Жамбаловна, учитель английского языка ГОУ «Республиканский бурятский национальный лицей - интернат №1»
Самаева Людмила Николаевна, учитель истории, бурятского языка и литературы МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа»
Санжиева Оюна Цыреновна, учитель математики, заместитель директора по научно-методическому сопровождению МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная шко-ла №1 им. Цыдыпова З.Д.» Еравнинского района
Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель истории, председатель Профсоюзного комитета МОУ «Иволгинская средняя школа»

См. интервью с сенатором Виталием Малкиным "Как и чему учат в Америке" в журнале "Школьник"

См. публикацию Валентины Гомбоевой "Американские школы глазами бурятских учителей" в газете "Бурятия"

все новости