О фондеПрограммаКонкурсыНовостиВопрос-ответКонтактыФотоВидео


«…Считаю, что Бурятия чистый, светлый, уютный регион для жизни. 

И, конечно  же, главное  сокровище Бурятии – гостеприимные, талантливые люди.

Именно поэтому деятельность Фонда «ЭРА» направлена на поддержку всевозможных идей, начинаний и инициатив жителей республики.

Фонд всегда готов оказать помощь людям, находящимся  в сложной жизненной ситуации…»


Виталий Малкин, учредитель Фонда



Гомбоева Валентина. Американские школы глазами бурятских учителей // Бурятия. 2010. 26 ноября

По инициативе Президента Республики Бурятия Вячеслава Наговицына и при поддержке благотворительного фонда «Эра», учредитель которого - член Совета Федерации Виталий Малкин, успешно идет реализация проекта по стажировке в США молодых специалистов Бурятии в рамках российско-американской программы «Открытый мир». Только в этом году США посетили 10 учителей, а в декабре 15 врачей и медицинских сестер побывают в Америке. Кстати, благотворительным фондом «ЭРА» на стажировку бурятских специалистов было выделено 5 млн. рублей.
О поездке в Соединенные Штаты учителей нашей республики подробно рассказали на правительственном брифинге министр образования и науки Алдар Дамдинов, помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Малкина Марина Николаева, заместитель директора гимназии №33 г.Улан-Удэ Елена Петряева, директор, учитель химии Тэгдинской средней школы Хоринского района Баир Митыпов.
В Год учителя в первой половине ноября директора школ, завучи и педагоги Бурятии, проявившие себя как лидеры в образовательной среде, получили возможность ознакомиться с американской моделью образования. Они посетили американскую столицу - Вашингтон и города Нью-Йорк и Сиракьюз. В Вашингтоне бурятские педагоги встретились с представителями программы «Открытый мир» и министерства образования США, а также с учеными и педагогами школ и университетов этой страны.
Бурятская делегация посетила мемориал Авраама Линкольна, музеи, и, конечно же, библиотеку Конгресса США - самую крупную в мире. Кстати, в ее коллекции насчитывается больше 32 миллионов книг на 470 языках!
После знакомства со столицей страны Вашингтоном бурятская делегация разделилась на две группы и разъехалась по городам Нью-Йорк и Сиракьюз.
В г. Сиракьюз побывала группа учителей под руководством Елены Петряевой. Международный центр города Сиракьюз подготовил для бурятских учителей насыщенную профессиональную программу. Так, делегаты посетили ряд школ - побывали даже в частных, в центре начального профессионального образования детей.
Эта поездка была насыщенна до предела множеством встреч: педагоги из Бурятии встретились с президентом Ассоциации образования северного района Сиракьюз, преподавателями гоcyдарственного университета Нью-Йорка в Освего и Сиракузского университета, членом местного законодательного органа и начальником Управления образования центрального школьного округа.
Бурятским учителям была представлена и обширная культурная программа: экскурсия по городу, поездки на Ниагарский водопад, озера Освего и Сканителс.
Участники второй группы под руководством Баира Митыпова побывали в г.Нью-Йорк. Они посетили школы, где реализуются инновационные программы, такие как подготовительная школа «Глобаль текнолоджии», школа спортивного бизнеса «Boss Business of Sport Sshool», чартерная школа «Harlem Village Academy» Международная школа Манхэттена (Mamhattan International High Sshool). Побывали наши педагоги в школе Стай-весант, которая занимает в Нью-Йорке первое место по преподаванию физики и математики, а также в начальной школе на Бэнк-стрит.
Деловая встреча нашей делегации прошла и в департаменте образования г.Нью-Йорка и с представителями Между¬народной образовательной и ресурсной сети iEar и компании Тайм-ту-ноу. Им до¬велось побеседовать с представителем конгрессмена США Кэролин МакКарти и посетить Совет объединенных служб в сфере образования (BOCES) в Нассау. Для нашей делегации в политическом салоне компании CDS-international, Inc была организована встреча с различными учреждениями, работающими в сфере образования.
Участники программы посетили нью-йоркские достопримечательности и культурные места, где ознакомили их с традициями и обычаями американцев.
Что же полезного вынесла делегация Бурятии из своей поездки?
Во-первых, по их мнению, в образовании США реализуются принципы демократич¬ности, доступности и равных возможно¬стей для каждого ученика («образование, без отстающих»). Содержание и организа¬ция образования - прерогатива каждого штата. Именно на уровне штата создают¬ся образовательные стандарты, которые определяют требования к качеству обра¬зования и к педагогическим работникам. У всех школ есть право создавать образо¬вательную программу, регламентировать расписание занятий и продолжительность урока. Учителя частных школ свободны в выборе средств, методов обучения и организации учебного пространства кабинета.
В образовании США активно реализу¬ется компетентностный подход, который выражается в практико-ориентированном характере изучения научных дисциплин, создании системы учебных аудиторий, где можно осуществлять компьютерное мо¬делирование и практическое воплощение результатов в виде материализованного продукта.
В образовании США большое внимание уделяется технологизации образовательного процесса. Например, возможности системы Интернет усиленно внедряются в процесс преподавания всех учебных дисциплин.
Важное значение в школах придается системе профессионального самоопределения учащихся. Там есть специализированные центры, где ученики могут приобрести начальное профессиональное образование в областях - медицины (медсестры, фармацевты), кулинарии (повара, кондитеры), автомобилестроения (автослесари, механики) и т.д.
Учителя принимаются на работу на основе контракта, в котором прописаны права и функциональные обязанности педагога. В городе Сиракьюз создана служба учителей, которые могут заменить временно отсутствующих по тем или иным причинам учителей.
У учителей есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, для чего им выделяется один оплачиваемый день в неделю.
Высок социальный статус учителя: достойная заработная плата, бесплатное медицинское обслуживание. Плюс пенсионное обеспечение, юридическая защита прав.
А вместе с тем у бурятских делегатов вызвали сомнение некоторые аспекты американского образования: наличие образовательных стандартов в каждом штате, отсутствие школьной формы, необязательное повышение квалификации учителей, небольшой интерес учащихся к чтению. А 25 процентов детей не заканчивают сред¬них образовательных учреждений! Недостаточно внимания уделяется изучению гуманитарных предметов и иностранных языков.
Также учителя из Бурятии, побывав в за¬рубежной стране и ознакомившись с другой культурой, пришли к выводу, что образование в нашей республике развивается
в контексте общемировых тенденций. А последние нововведения способствовали значительному повышению уровня материально-технического оснащения школ и развитию профессиональной компетенции учителя. Все, что было представлено в школах в плане технологий и методик работ, им было знакомо. Это позволяло нашим делегатам говорить с американскими коллегами на одном уровне. В некоторых аспектах (к примеру, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся) опыт школ Бурятии даже более продуктивен, чем в американских школах.