О фондеПрограммаКонкурсыНовостиВопрос-ответКонтактыФотоВидео


«…Считаю, что Бурятия чистый, светлый, уютный регион для жизни. 

И, конечно  же, главное  сокровище Бурятии – гостеприимные, талантливые люди.

Именно поэтому деятельность Фонда «ЭРА» направлена на поддержку всевозможных идей, начинаний и инициатив жителей республики.

Фонд всегда готов оказать помощь людям, находящимся  в сложной жизненной ситуации…»


Виталий Малкин, учредитель Фонда



Как и чему учат в Америке? : Интервью с Виталием Малкиным о стажировке учителей в США // Школьник. 2010. Декабрь

НАША СПРАВКА. Начало сотрудничества фонда «Эра», учрежденного сенатором от Бурятии В.Б. Малкиным, с центром «Открытый мир» при Библиотеке Конгресса США по инициативе президента РБ Вячеслава Наговицына было положено в 2008 году. И уже в ноябре 2009 г. по программе стажировки молодых специалистов из Бурятии в США съездили 22 человека по 4-м направлениям: развитие туризма, местных сообществ, сельского хозяйства и СМИ. В рамках этой программы в год, посвященный учителю, директора школ, завучи и педагоги Бурятии, проявившие себя как лидеры в образовательной среде, получили возможность ознакомиться с американской моделью образования. Право отбора участников в совместном проекте «Бурятия - США» было предоставлено правительству Бурятии. Министерство образования и науки РБ представило списки участников, которые, в свою очередь, прошли процедуру жесткого отбора в посольстве США.

Виталий Борисович Малкин, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ:
- В программу поездки, - рассказывает учредитель фонда, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Виталий Борисович Малкин, - вошло посещение американской столицы - Вашингтона и штата Нью-Йорк. В Вашингтоне прошел ряд встреч с представителями программы «Открытый мир», представителем Министерства образования США, учеными и педагогами школ и университетов США. Бурятская делегация также посетила мемориал Авраама Линкольна, музеи и, конечно же, Библиотеку Конгресса США - самую большую библиотеку в мире. Ее коллекции включают больше чем 32 миллиона книг на 470 языках.

Международный центр г. Сиракузы подготовил для бурятских учителей насыщенную профессиональную программу. Делегаты посетили ряд школ, в том числе. частных, школьные округа, центр начального профессионального образования детей; провели множество встреч.

Участники второй группы, побывавшие в г. Нью-Йорке, посетили ряд школ, реализующих инновационные программы, среди которых подготовительная школа «Глобал текнолоджи», школа спортивного бизнеса «Boss Business of Sport School», чартерная школа «Harlem Village Academy», Между¬народная школа Манхэттена (Manhattan International High School), школу Стайве-сант, занимающую в Нью-Йорке первое место по преподаванию физики и математики, начальную школу на Бэнк-стрит (Bank Street Children’s Lower & Upper Elementary Schools), департамент образо¬вания г. Нью-Йорка; провели ряд встреч с различными организациями, работающими в сфере образования.

В результате поездки члены делегации из Бурятии узнали, что в образовании США реализуются принципы демократичности, доступности, равных возможностей для каждого ученика. Содержание и организация образования является прерогативой каждого штата. Именно на уровне штата создаются образовательные стандарты, определяются требования к качеству образования, педагогическим работникам. Образовательные учреждения имеют право создавать образовательную программу, регламентировать расписание занятий, продолжительность урока. Учителя частных школ имеют право на свободу действий в выборе средств, методов обучения, организации учебного пространства кабинета. SВ образовании США активно реализуется компетентностый подход.
Реализация компетентностного подхода выражается в практико-ориентированном характере изучения научных дисциплин, создании системы учебных аудиторий, позволяющих изучать не только теоретические вопросы, но и осуществлять компьютерное моделирование и практическое воплощение его результатов в виде материализованного продукта, реализации индивидуальных образовательных программ для учащихся, организации качественной системы психологического сопровождения образовательного процесса; осуществлении образовательного процесса по ступеням обучения. Большое внимание в образовании США уделяется технологизации образовательного процесса: новые технологические средства, возможности системы Интернет усиленно внедряются в процесс преподавания всех учебных дисциплин.
Важное значение имеет система профессионального самоопределения учащихся. Организованы специализированные центры, позволяющие ученикам приобретать начальное профессиональное образование в области медицины (медсестры, фармацевты), в области кулинарии (повара, кондитеры), в области автомобилестроения (автослесари, механики) и т.д.
Значительно отличается от российской системы работы с педагогическими кадрами. Учителя принимаются на работу на основе контракта, в котором прописаны права и функциональные обязанности педагога. Административный аппарат школ небольшой, чаще всего он включает директора и директоров начальной, старшей и средней школ, которые не осуществляют педагогической деятельности. В городе Сиракузы существует служба учителей, которые могут осуществлять замену работающих в школах учителей, временно отсутствующих по тем или иным причинам. Учителя школ данного города имеют возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью. Для этих целей учителю выделяется один оплачиваемый день в неделю. Высокий социальный статус учителя определяется наличием достойной заработной платы, бесплатного медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и других социальных гарантий, юридической защитой прав учителя.
Активная работа осуществляется профсоюзной организацией. Родители принимают активное участие в образовательной деятельности. Существует образовательный налог, который оплачивают все жители штата. Достаточно широко распространено волонтерство. Ярко прослеживается приоритет здорового образа жизни как у детей, так и у взрослого населения. Конечно, есть в образовании самой богатой страны мира и собственные недостатки.
Так, например, 25% детей не заканчивают средние образовательные учреждения, недостаточно внимания уделяется изучению гуманитарных предметов и иностранных языков, необязательно повышение квалификации учителей, небольшой интерес учащихся к чтению.
Однако все, что было представлено в школах в плане технологий и методик, гостям было знакомо. Это позволяло нашим делегатам говорить с американскими коллегами на одном уровне. А в некоторых аспектах (к примеру, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся) опыт школ Бурятии даже более продуктивен, чем в американских школах.

На состоявшемся после возвращения домой брифинге заместитель директора МОУ «Гимназия № 33» г. Улан-Удэ Е.Ю. Петряева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Российская гимназия № 59» Е.А. Бугдашкина, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 14» Н.В. Митряева, учитель бурятского, русского языков и литературы МОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа» Баргузинского района Г.С. Монголова, директор, учитель химии МОУ «Тэгдинская средняя школа» Хоринского района Б.Б. Митыпов, учитель английского языка ГОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1» Э.Ж. Норбоева, учитель истории, бурятского языка и литературы МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа» Л.Н. Самаева, учитель математики, заместитель директора по научно-методическому сопровождению МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Д. Цыдыпова» Еравнинского района О.Ц. Санжиева и другие делегаты учителей Бурятии выразили благодарность президенту Бурятии В. Наговицыну, фонду «Эра», Министерству образования РБ, комитету по образованию г. Улан-Удэ, районным управлениям образования за предоставленную возможность посетить США и осуществить профессиональную стажировку в образовательных учреждениях, за организацию насыщенной профессиональной и культурной программ.

Фонд «Эра» также подвел итоги реализации грантовых проектов по конкурсам «Малая Родина» и «Давайте дружить», посвященных Году учителя. На конкурс было представлено более 200 разнообразных проектов. 4 млн. рублей, выделенных фондом «Эра», поделили между собой 26 организаций, среди которых 17 районных средних учебных заведений. Это и средние школы, учреждения дополнительного образования и коррекционные школы. Несколько школ имели еще и партнеров по проекту. В результате проведенных конкурсов была улучшена материально-техническая база сельских школ, организованы поездки и отдых детей, в том числе на Байкал. Были проведены экологические десанты по уборке и озеленению территорий и многое другое. Результаты положительные, мы убедились, насколько талантливы учителя и трудолюбивы дети в Бурятии.

Я от всей души поздравляю всех учителей, школьников, родителей, работников дополнительного образования, детских дошкольных учреждений с наступающим Новым годом. Пусть в этом году сбудутся все ваши желания! Счастья, здоровья и новых успехов во всех делах!

Как и чему учат в Америке1.png
Как и чему учат в Америке2.png